Информация о фильме
США, 1980 триллер
Режиссер: Стэнли Кубрик
Актеры: Джек Николсон, Шелли Дюваль, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс, Барри Нельсон, Филип Стоун, Джо Теркел, Энн Джексон
По роману Стивена Кинга. Тишина, сияющий белый снег. Небольшой курортный отель одиноко затерялся в горах. Загадочное и таинственное место. Мало желающих поработать здесь зимой. По слухам, отель населен призраками. А все предыдущие охранники убивали своих домашних, а затем кончали и свою жизнь. Именно сюда в качестве зимнего сторожа приехал писатель Джек Торренс с женой и маленьким сыном Дэнни, который наделен редким даром "сияния"...
СИЯНИЕ / SHINING
Пишу о фильме, ибо он меня задел. Хочу попытаться разобраться. Это интеллектуальное кино. В своей сути похоже на «Сердце Ангела» Алана Паркера. Это фильмы, стоящие на одной полке.
Фильм лучше смотреть не одному. Не нужно сходить с ума. Двое – минимум. Я смотрел с отцом в полной темноте. Купился на режиссера. На одного из моих любимых (из-за «Спартака»). И не прогадал.
Фильм трудно жанрово определить. Это триллер, мистика и кое в чем ужас. Три в одном. «Видал сасун или не видал»?
О чем кино? Так с ходу. Говорить много не надо. Фильм рассказывает историю, исполненную мистики. Писатель, страдающий депрессией, его послушная жена Венди и талантливый сынишка Дэнни. Вот вам замечательный коктейль для конфликтов.
Тревога нагнетается не сразу. Медленно, верно, поступательно. Камера, заметьте, не дрожит, не елозит, а спокойно наблюдает за действием. Конечно же, в самом конце начинается экшн в полном смысле слова, когда обезумевший мистер Джек Торренс бежит с топором за сынишкой.
Отель был построен в 1909 году. Часть отеля была построена на месте индейских погребений. Думаю, это не случайное обстоятельство.
Прошел месяц
Джек сходит с ума. Аура Гостиницы на него уже действует целый месяц! Не каждый это выдержит. Иллюзия того, что он пишет есть. Я думаю, он не знает, что пишет одно и то же предложение. Вспомните ту сцену, когда Венди просматривает его «рукописи». Предложение одно, только прописано везде. Заметьте, текст не однообразен. Абзацы, строфы - все соблюдено. Иногда это проза, иногда стихи – правила есть, но предложение одно: «Работа без игрушек надоела Джеку» (“All work and no play Jack a dull boy”). Это не его слова. Это Гостиница разговаривала с Джеком, гипнотизировала его, сводила потихонечку с ума. И вот он заходит в зал. Там есть бар. Джек произносит: «Боже, я бы все отдал за один глоток. Я бы отдал душу за кружку пива». Появляется бармен. Его зовут Ллойд. Джек говорит: «Привет, Ллойд!» Откуда он его знает? 2 разговора Джека с Ллойдом, полагаю, раскрывают все. Вот только понять это можно не сразу. Многое теряется из-за перевода. «Белый человек это тяжелая ноша, Ллойд». Что значит эта фраза? «Ты всегда мне нравился, Ллойд. Ты лучший из них». Из кого? «За пять месяцев в вагончике и за весь вред, который они мне нанесли». Одна фраза загадочнее другой. Первый их диалог настраивает Джека против жены. У Дэнни на шее следы чьих-то рук. Никого в гостинице нет, значит, это сделал Джек. Так думает Венди. И это раздражает Джека. «Да, один раз я его ударил!» - признается он Ллойду. «Эта сука никогда не даст мне этого забыть!» Это лишь внешняя причина. Все накручивается внутри каждого персонажа. Но почему только у Джека такие изменения в сторону агрессии? Почему его жена не взялась за топор? Гостиница любит мужчин :)
Подбегает жена с дубиной (она теперь постоянно прижимает дубину к груди) и говорит что-то про женщину в ванне. Посмотрите на лицо Джека. Он пьян. Но ведь это не может быть, в баре не было ничегошеньки! Ан нет, мы уже поняли, что это не призраки – бестелесные существа, а какие-то отпечатки другого мира, совсем не смущающиеся нашей реальности: выпить можно, потрогать можно. А вспомните Греди, который открыл дверь Джеку. Это прошлое замечательно контактирующее с настоящим.
- Для вас бесплатно, мистер Торренс.
- Бесплатно?
- За счет заведения. Пейте, мистер Торренс.
- Я бы хотел знать кто платит, Ллойд!
- Вас ничего не должно волновать, мистер Торренс. Во всяком случае это.
- Как скажешь, Ллойд. Как скажешь!
Гостиница платит.
Разговор с Чарлзом Греди. В 1970 году Чарлз Греди с женой и с двумя дочками 8-и 10-ти лет тоже охранял гостиницу. Он служащий отеля. Как он выражается? Вспомните слово «нигер». И это не случайно. У Кубрика нет случайностей.
Гостиница давит на Джека таким образом: ты не владеешь ситуацией, ты ее не контролируешь ее, ваш сын действует против вашей воли, он капризный мальчик.
Джек думает, что это его жена, что она вмешивается.
Греди: Может, с ними нужно поговорить? Моим девочкам Гостиница тоже поначалу не понравилась. “I corrected them”. «Я исправил их».
В какой-то момент Дэнни уходит, его место занимает Тони – в экстренный момент. Он должен спасти Дэнни и его маму. Ну что же такое: «ОВТСЙИБУ»? Прочитайте наоборот. Он напишет это помадой на двери: “REDRUM”.
На одном сайте я нашел такую информацию: «Четвертый канал британского телевидения провел опрос на тему: какая сцена была самой страшной в мировом кино?
Телезрителям был предложен список из отобранных экспертами 100 фильмов, и те, голосуя в течение нескольких недель, постановили: самая страшная - это сцена из фильма Стэнли Кубрика "Сияние", в которой Джек Николсон в роли одержимого призраками сторожа гостиницы проламывает топором дверь, просовывает в нее голову и говорит: "А вот и Джонни!".
Мы не сказали о музыкальном сопровождении. Здесь бы был полезен комментарий музыковеда и психолога. Музыка здесь – это 50% тревоги. В конце фильма так это уже хор. Музыка Белы Барток (ударение на последний слог). Дирижер Герберт фон Караян.
Кончается фильм хорошо – мама и сын спасены. Спасены Диком Хэллораном, который отдал жизнь за это спасение. Он привез им снегоход. Снегоход = жизнь. Джек замерз и… попал в Гостиницу, но уже не сторожем, не посторонним, а полноправным ее членом. Членом общества Гостиницы. На одной из фотографий в холле мы замечаем нашего Джека. Надпись под фото гласит:
«Overlook Hotel
July 4th Ball
1921»
Вот так-то, господа и товарищи. Фотоснимок и жизнь, отпечатанные одновременно в 1980-м и 1921-м.
Кубрик был бы не собой, если бы не снял замечательные сцены! Отмечу парочку:
1. Дэнни ездит на машинке по гостинице. Самое вкусное здесь – это звук. Колеса едут по ковру – бесшумно, гладко, затем с ворсяного покрова они съезжают на паркет, и это уже другой звук – громкий, жужжащий. И таким образом звуки постоянно перемежаются через одинаковые промежутки времени. Ездит Дэнни постоянно. Пока не «приедет» однажды. К девочкам.
2. Дэнни играется на ковре. К нему подкатывается теннисный мячик. Номер 237 зовет!
Вообще я заметил, что многие кадры очень симметричны.
А теперь зададимся вопросами:
1. Кто такой Тони? Мне показалось, что Тони это защитный механизм Дэнни. Откуда только? Заметьте, Тони появился тогда, когда отец Дэнни вывихнул ему плечо. «Тони – это маленький мальчик, который живет у меня во рту»
2. Что понимал шеф-повар Дик Хэллоран под словом «сияние» (“shining”)?
Если кто-то знает, объясните, пожалуйста. Если кто-то читал книгу С. Кинга, ваш комментарий будет также Очень полезен!
Вывод мой неутешителен, друзья :), нужен глубокий анализ фильма. Это мне не по силам.
Ресурсы:
1. Сияние на DVD (Озон.ру)
2. Книга Стивена Кинга "Сияние" (Озон.ру)
3. http://m.boti.ru/node/13239
4. http://www.vsetv.com/film_499905.html
5. http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=5270