Зази в метро (Луи Маль, 1960). Взгляд непросвещенного зрителя
С первых же сцен Луи Маль дает
понять: перед нами комедия. Каким образом? Небольшой трюк Чаплина: мужчина
раскрывает объятия, но женщина прыгает в другие. И – основной прием в фильме –
нарочито ускоренный темп съемки, напоминающий нам о немом кино. Данным приемом
картина буквально пронизана. Это повышает ее динамику, уплотняет по действию. К
концу фильма мы увидим как этот прием работает, его эффективность – все
персонажи мчатся в место, где выступает Габриэль. С кинематографической точки
зрения эпизод безупречен и может поспорить только со сценой массовой драки в
кафе. Есть в приеме ускоренной съемки нечто магическое. К тому же Луи Маль
усиливает его через «монтаж коротких кусков». И первое, что приходит на ум –
«Броненосец Потемкин»…
«Зази в метро» – картина полная
абсурда, нелепиц и несуразностей, но – отобранных.
Характер,
поведение каждого персонажа развиты до нелепой своей крайности. Свойственная
эксцентрической комедии манера – взять одну-две черточки и раздуть их до
невозможности. Это касается не только персонажей.
Зачем истории персонаж – ребенок?
Связать героев, усилить комический эффект, подчеркнуть абсурд мира взрослых
(взгляд ребенка). Зази – смышленый малыш, который позволяет себе вещи, не
ожидаемые от 12-летней девочки. Сначала к ней пристает незнакомец, далее через
нее в фильме настойчиво идет тема гомосексуализма. И тем, которые будут
обозначены в фильме – тьма. Для примера приведем некоторые сцены.
Сцена, в которой Габриэль говорит Зази: «Правду? Как будто ты
знаешь, что такое правда!» Далее следует пафосная речь, заканчивающая словами:
«Какая нищета духа!» Это очевидное осмеяние патетических речей персонажей
фильмов, выпад против театральности в кино.
Сцена, где Зази и Габриэль ужинают. Мирный обустроенный уголок
буржуа, прекрасная жена и огромное количество блюд. Жена, желая купить новый
портсигар, говорит рекламный текст о крокодиловой коже.
Сцена спуска с Эйфелевой башни. Нормальное течение времени и –
мгновенное ускорение. И контрастом – Габриэль медленно декламирует: «Вся эта
история – просто сон…» Должен признать, что после фильмов Годара с бесконечными
монологами над раскрытой книгой и долгими кадрами неменяющейся мизансцены,
ускорение Луи Маля выглядит спасением.
История с Зази таит в себе
неограниченные жанровые возможности. Можно было сделать детектив (незнакомец
похищает девочку), драму (одиночество и замкнутость), мелодраму (находит отца),
политический фильм (Зази на фоне забастовок), фантастику (метро – страна
чудес). Но Луи Маль, не желая делать нечто одной направленности, одного жанра,
сделал гремучую смесь из всего возможного, добавив даже эротические оттенки. Соус
– эксцентрика, которой необходимы типажи.
Затея становится ясной – обыграть
кинематографические штампы, в первую очередь жанровые приемы. Цель – обновление
формы.
Жанр, эксцентрика, ритм – вот
основные ингредиенты напитка Луи Маля.