Внук Гагарина (Тамара Владимирцева и Андрей Панин)
ТАК ВОТ ТЫ КАКОЙ, СЫН
ДРУЖБЫ НАРОДОВ!
“Гагарин
по миру мотался и всех баб, ну и это самое, в общем, понимаете… без мата. Прилетел
в Камерун, а там бабка моя. Гагарин не устоял, и бабка не устояла”. Гена
Гагарин
Фильм «Внук Гагарина» прогремел не потому, что стал
художественным событием, но потому что со страниц газет и интернет его
обсуждение переместилось в здание суда. В августе 2007 года Елена и Галина Гагарины подали в суд на создателей
фильма, «сочтя, что фильм содержит информацию, не соответствующую
действительности, и что упоминание имени их отца в картине неправомерно»
(Лента.ру). И уже в октябре суд запретил упоминать в фильме фамилию
космонавта-героя. Кинокомпания "Централ партнершип", подала
кассационную жалобу в Мосгорсуд, но ее отклонили. О дальнейшей судьбе этого
«обсуждения картины» я не знаю. Но что характерно, видимо никто, кроме
создателей картины, не видел самого фильма (или не понял), поскольку Гагарин
там совсем не причем, а просто является ностальгической ноткой по тем временам,
когда все было по-другому (там всего парочка кадров Юрия Алексеевича). Вот до
какого бреда доводит отчаянное нежелание людей понимать художественное
произведение. А фильм, несмотря на массу огрехов, таковым является.
Мы здесь не будем подробно
описывать неудачи фильма, это дело неблагодарное. Их можно только обозначить,
чтобы зритель имел некое представление, но вообще – описание неудачи не дает
ничего нового – ни зрителю, ни критику. Если, конечно, это не ошибка гения.
Прежде всего, надо сказать,
что в фильме нет единого стиля повествования. Картина движется рывками. Мы
видим разную композицию кадра, разную долю внимания (акценты), разный стиль. Я
могу объяснить это только тем, что Тамара Владимирцева и Андрей Панин
действительно работали над картиной вместе. У них получились разные эпизоды, не
сплавленные в нечто единое, а так и оставшиеся эпизодами. Но история
развивается. Сначала Гена преодолевает отчужденность этого мира, а после –
принимает ценности своего старшего брата Федора. Конечно, для этого нужны и
Толян, и подруга Федора, и владелец галереи, и его дочь. Нужны как ключи к его
новой жизни. Если бы не предательство Федора. Но последнее видение Гены
подсказывает нам, что Федор здесь не при чем, что во всем виновны агрессивные
силы, которые вынудили его это сделать: шеф, подруга, бедность. Интересно, что
тема чужой-свой работает первую половину картины вкупе с темой
богатства-бедности, которая раскрывается во второй части.
Это простая история. Ее простота заключается в незатейливом
сюжете, неглубокой разработке характеров. История местами настолько наивна, что
начинаешь задумываться о целевой аудитории фильма. Сцена, в которой отец
девочки, в которую влюбился Гена, спрашивает: «Скажи, чего ты хочешь?» и
предлагает ему крупную сумму денег (откупные) просто поразительна по своей
нелепости. Отец предлагает мальчику (13 лет!) сделку, разговаривая с ним как с
взрослым человеком. Сама серьезность тона, а тем более предложенная сумма
денег, мгновенно выдвигают фильм в номинацию «Лучший фильм для детей и
юношества». Облегченная драматургия.
Но все это отступает перед тем положением, что в современной
России подобные фильмы необходимы. И сделать такой фильм – уже серьезный
поступок. «Лента.ру» пишет, что авторы фильма сразу же обозначили свой проект
как некоммерческий[1]. В милом и трогательном
рассказе о Гене Гагарине на первый план выступают темы отчуждения людей,
расизма. Это не только авторская, но и гражданская позиция авторов.
В меру сил и таланта снимается кино в России.
Это кино снималось для того, чтобы отрезвить тех, кого еще можно
отрезвить.
И здесь нам пригодятся кадры счастливой улыбки Юрия
Алексеевича Гагарина. Улыбка его лучится сквозь годы, напоминая нам об ушедшей
эпохе, об ином складе отношений между людьми, и улыбка эта почему-то ни разу не
появляется на лице его потомка, кроме случая, когда он нюхает ядовитую жидкость
и забывается в галлюциногенном сне.