Картина
«Жесть» – прежде всего игра. Игра со зрителем. Играют все: сценарист – приводя
в сценарии словесные игры, режиссер – прежде всего смешивая жанры и втискивая в
картину большое число не-актеров[1],
художник – выстраивая пространство в ироническом ключе. Видимо, авторы желали
погрузить нас в максимально условное пространство дачных поселков, чтобы
показать устройство потустороннего мира – «ада, который рядом» (слоган фильма).
Главврач (Сергей Шакуров) говорит о маньяке: «И ведь все эти годы он же не в
лесу сидел, а с людьми жил!» В этом ключе должна была двигаться история,
метафоризируя явления окружающей обыденности. Для этого в воздухе рассыпаны
перышки и мир заселен фольклорными персонажами. История Марины, которая искала
живую душу и натолкнулась на мир бездушных живых. И центральное место в
повествовании должен был занять котлован, где варятся черти – город Азотсталь,
в котором люди позабыли чтить божьи заповеди и стали множить зло. И для этого
фильм должен был быть наполнен мистическими красками…
Не случилось.
Авторы смешали жанры – и в этом их главная неудача. Сценарий делался под
мистическое кино, а режиссер добавил реалистическую интонацию. Сцены со
следователем Павлом, сцены погони, драк и пр. сняты именно в этом ключе и
никакого отношения к мистике не имеют, постоянно вырывая зрителя из условного
мира. Диалоги, которые в таинственном пространстве звучали бы многозначительно,
звучат по меньшей мере странно и диссонируют с изображением. Сама история
развивается и по времени, и по смыслу алогично: Павел вдруг начинает
откровенничать с Мариной; история с «талибами» не идет дальше одного эпизода;
сцена в доме ничего не иллюстрирует, кроме наличия бандитов в поселке. На лицо
не развитие истории, но иллюстрация
сценок из жизни. Следователь, талибы, бандиты, маньяк, всадник – не образуют
единой истории, поскольку история эта не выдержана в едином стиле. Но история
маньяка могла бы стать связующим звеном. С этого и началось: словесная игра
Марины с ним. И признание, и погоня, и погибель. Но опять же – никаких
последствий для созданного авторами мира. То есть следующее действие в фильме
обессмысливает предыдущее. И главное – не имеет значения.
На примере
картины видно, насколько выросла операторская техника. Операторы имеют
возможность снимать красивое кино на качественном оборудовании. Значит это то,
что любой текст может быть идеально визуализирован. В «Жести» очень мало
статичных кадров – Михаил Мукасей предпочитает динамичную съемку (особенно ярко
– в сцене погони). Это наезды, дрожание камеры, панорамирование. Оператор часто
использует камеру для круговой съемки, проезда сверху-вниз. Для создания
мистической ауры в фильме дана нижняя подсветка, а лица персонажей отливают
медным цветом.
Всё было
готово для полноценно претворенной в жизнь истории. И все были готовы. Но не
сошлось. «Жесть» Д. Нейманда вызывает большое количество вопросов как по смыслу
развития, так и по логике. И, кстати, на них в конце картины мы получаем довольно-таки
философские ответы от Гоши Куценко, четвертованного на витринах супермаркета:
«Расслабьтесь. Не думайте». ОК.
[1] С. Зельвенский, Ю.
Башхиев, группа «Кровосток» и др.