«…описывать мельчайшие частицы, как они западают в
сознание...
разбирать узор, которым запечатлелось в нем все
увиденное и услышанное, пусть даже этот узор
кажется нам разорванным и бессвязным…»
Виржиния Вулф. Орландо
Это не простой фильм. С первых же
сцен, когда в черной воде отражаются десятки факелов, и певец нежным голосом
встречает Королеву, нас немедленно втягивают в иное состояние. Нас погружают в
атмосферу. Сцена, которая не заканчивается, когда предполагается. Долгие кадры,
где Орландо всматривается в даль. Музыка, голоса, звуки мистической пульсации
(сцена, в которой Орландо целует Сашу) – все это заполняет пространство и
делает его густым. Эта атмосфера продлится весь фильм.
В таком пространстве каждое
слово, жест звучат иначе, чем в пространстве обыденном, где значения не
множатся, а заканчиваются на себе. Каждый звук в таком пространстве
звенит.
Главное, что выдвигает фильм из
ряда сородичей, это художественно проработанный мир. Некоторые зрители назвали
его «заэстетизированным». «Орландо» - ожившая живопись. Упомянутая сцена
поцелуя Саши; сцена похорон; диалог посла Орландо с Ханом; постельная сцена и
многое другое. Можно выбрать любую сцену и по ней будет видно, что она
мастерски проработана. И это не
фетишизация изображения, которым страдает кино современное, а, повторяю,
художественно проработанное пространство. Рождающее ощущения, создающее русло и
берега, по которым течет сама история.
Каждому настроению – свои костюмы
и цвета. Костюмы эпохи Елизаветы Тюдор сменяются восточными одеяниями, в конце
фильма Орландо предстанет в шлеме мотоциклиста, галифе и сапогах. Смена одежд
происходит для подчеркивания половой принадлежности. Но не только. Здесь важно
вспомнить сцену, в которой Орландо сидит (медитирует) в константинопольской
бане в турецкой одежде. Это и опыт другого мировоззрения.
Салли Поттер с демонстрируемым
уровнем мастерства могла пойти по стандартному пути и сделать любую историю на
материале «Орландо» В. Вулф. Каждую тему фильма (Смерть, Любовь, Поэзия,
Политика, Общество, Секс, Рождение) можно развить в отдельный фильм. Наши
современники могут сделать из любого анекдота сериальную сагу. «Сделать эпопею
из истории короче воробьиного носа», - говорил Константин Федин. Но Салли
Поттер не сделала этого. Не это ее волновало. А нечто другое.
Сон Орландо – постепенная
перестройка его организма. Вначале он спит неделю и выдает свой перл о
женщинах. А после второго беспробудного сна он окончательно превращается в
женщину.
Мужчина, в которого влюблялись
мужчины всей Англии. Женщина, в которую влюблялись женщины всей Англии. И во
все времена похожий (-ая) на андрогина.
Влюбился в Сашу – измена. Перл:
«Все женщины предательницы».
Словесные игры с Ханом. Орландо
пьет за «мужские добродетели». И участие в битве приносит ему разочарование в
них.
«Человек прежний. Никакой
разницы. Только пол другой».
Тело Орландо сжимает корсет.
Новая одежда. Опыт в беседе с деятелями эпохи Просвещения. Второе разочарование
в поэтах.
Разговор с Шелмердином, где
происходит игра «Если б я был мужчиной/женщиной». Секс.
Рождение.
Орландо-женщина освободилась.
Даже юридически. Поездка на мотоцикле сцепленная с современными музыкальными
ритмами – драйв новой эпохи.
То есть, анализируя перечисленные
пункты, можно утверждать, что фильм о женщине, обретающей основы своего
мироощущения. Исторические реалии – только декорации истории. Ничто не важно,
кроме дыхания времени, запечатленного художником. И сама материя «Орландо» есть
противоположное обыденному течению времени. Здесь все особо.
«Орландо» можно смотреть без
смыслов, просто как на запечатленное бытие. Прошлое, оживающее на глазах. Все
гармонично и закончено. Каждый эпизод самодостаточен.
Теперь мы уже можем сказать, что
пространство всей картины построено по принципу замедленного
проживания воспоминания. Бессвязное, кажущееся, бесформенным, несмотря на
хронологическое членение, повествование есть цепь воспоминаний Женщины.
Познающей себя. Женщины, которая прошла долгий путь, а в фильме это отрезок в
400 лет, с 1600 года по сей день.
«…И хотя это Англия, - говорится
в конце фильма, - все притворяются, что этого не замечают. Однако, она
изменилась». Женщина изменилась.
Она лишь начинает жить.
«Орландо»,
наряду с огнем и водой, можно просто созерцать. В этом очарование картины. И
через нее проглядывает нечто, за что фильм и ценят. Не все в искусстве внятно,
а тем более ясно. Салли Поттер удалось создать живой мир, который будет жить
по-своему, автономно от создателя. И созерцая его, даже без гендерных посылов,
напитываешь свой дух чем-то свыше.
“Тебе и твоим наследникам,
Орландо. Но при одном условии. Не исчезай. Не увядай. Не старей”.
Усувалиев Султан
[1] Напомним, что каждый переход осуществляется при
взгляде Орландо в глаза зрителю. Это со-общение постоянно.