Фильм черно-белый по историзму. Есть положительные и
отрицательные герои. Нет полутонов и глубины личности. Кроме героя, который
буквально светится весь фильм. «Прорваться к звездам».
Звук в фильме не живой – фильм переозвучен. Это сразу
снизило художественную ценность картины на 50 процентов, а может, и более.
Реплики героев, которые произносились ими при переживании той или иной сцены,
уникальны, как уникально движение брови актера в кадре. Голос, я это всегда
повторяю, есть часть актерской игры. Дубляж к чертовой матери. Только субтитры.
И живой звук. Именно поэтому это художественное требование входит в манифест
«Догмы».
Персонажи угловаты. Все воспалены новыми идеями. Герой
бегает с горящими глазами, обещает всем полеты на Марс и пр. Мать (Наталья Фатеева)
изображена актрисой хорошо уже потому, что в глазах Н. Фатеевой видно все – и
материнская любовь, и материнская бесконечная скорбь. Но в последних секундах
играемых ею сцен актриса ничего не дает, не доигрывая сцену. Чего-то не
хватает. Жизни что ли.
Как жило окружение Королева? Как жили товарищи по ГИРД? Не
показано. Авторов не волновало, хорошо. А как жил Громов, показанный в фильме?
Гризодубова? Не показано. Как рождались идеи? Не показано. Атмосфера (запах)
времени? Частично и даже схематично. Создателя интересовала только личность
Королева и ее индивидуальное противостояние. Своими руками перекроил
навязываемую ему судьбу. Конечно, и люди помогли.
Есть в картине сильные сцены, которые стоит упомянуть и
запомнить – сделано мастерски. Сцены, когда:
1)ракета
впервые рванула в небо;
2)бригадир
бьет профессора по спине;
3)Королев
ест хлеб.
Сделано безупречно и оставляет безусловный след в памяти.
И знаете, вдохновляет. И объяснить это можно, если вспомнить
главную сцену, разнесенную по всей картине: Королев гуляет по Марсу.
1. Романтик космоса.
2. Музыка (Алексей Шелыгин), которая настолько срослась с
картиной, что можно констатировать чудо – свершилось – фильм без музыки мертв. Главная
тема фильма увеличивает шансы «Королева» сильнее воздействовать.
От массового потока фильм отличает благородная тема,
достойный уровень мастерства. Если бы не «мертвый» звук и не однобокое изображение
действительности (спишем на романтизм и сжатое повествование), воздействие было
бы сильнее. Это пожелания на будущее и вообще. А ныне мы имеем отличный
саундтрек и 3 потрясающие сцены. И это не главное. Важно, что мечты Сергея
Королева, воссозданные на экране, действительно смогут вдохновить зрителей
фильма. На что-то важное, на свое, на будущее. Хотя и личность есть центр
мироздания «Королева», а все-таки о не только о себе думал. Реализовывая свои
мечты, помнил о человечестве. И зритель вполне может прийти и к геройству, и к
истории, и к космонавтике, и к самому себе. Сергей Павлович, вы согласны?