Общая информация
Страна: США
Год: 2004
Режиссер: Алфонсо Куарон
В ролях: Даниэль Редклифф, Руперт Грин, Эмма Уотсон, Гари Олдман, Том Фелтон, Алан Рикман, Дэвид Тьюлис, Питер Бест, Дэвид Бредли, Джули Кристи, Робби Колтрейн, Пэм Фэррис и др.
Сценарий: Дж. К. Роулинг, Стивен Кловс
Жанр: приключения, сказка
Бюджет: $$130 млн. млн.
Гарри Поттер, Рон и Гермиона продолжают свое обучение в школе чародейства и волшебства "Хогвартс". Третий год несет с собой новою тайну: узник сбежал из зловещей тюрьмы Азкабан, его пребывание на воле создает для Гарри смертельную опасность...
I
Я смотрел подряд все части на одном DVD. Именно третий фильм как-то всполошил мои мысли, как-то все в голове забурлило, задвигалось, какие-то открытия :)… Конечно, не философия и не «другое кино», или «кино не для всех», но задевающее. Хотя бы потому, что он не похож на своих собратьев. И, думаю, не будет. Как и до Альфонсо Куарона (так зовут режиссера «Узника Азакабана», так и после. Именно режиссер, товарищи, поскольку мы видим, что актерский состав почти не изменился (Ричард Харрис, сыгравший проф. Дамблдора в двух первых частях умер незадолго до премьеры второго фильма... Его сменил Майкл Гэмбон), сценарий писал тот же Стив Клоувз.
О других фильмах я буду говорить только тогда, когда буду сравнивать. О целом же впечатлении скажу: 1 и 2 часть – детское кино (на то и Крис Коламбус), 3-я – прорыв, 4-я часть – возвращение в прежнее русло (Майк Ньювелл). 2 первых фильма – явный перебор, слишком много. Мы не видим как меняются характеры. Никаких изменений! Не развиваются также отношения между героями фильма. Лишь одна функция, по-моему, - дать привыкнуть к творению Роулинг и Коламбуса.
Режиссура. По первым кадрам я понял, что это другой режиссер. Совсем другой! Камера иногда дрожит, совсем другие планы, сцены. Даже начало фильма приводит тебя в чувства после второй приторной части, когда милая улыбка Гарри кажется уже застывшей… Сама сцена поражает именно своей реалистичностью. Это уже не фильм о волшебнике, а о простом подростке, которого угнетают, который всячески защищается, осознавая свою мощь. «Заткнись!» - вообще звучало для меня шокирующее. Первой сценой режиссер дал понять, что пришел не «шутки шутить», а делиться мыслями.
Конечно же, традиции остались, фильм вновь напомнил нам о такой прекрасной игре как квиддич, только в третьей части ее играли под дождем; образ Хогвартса (передвигающиеся лестницы, живые картины, призраки); Темный лес; пиршества в зале с повисшими в воздухе свечками…
Взросление. Это основная тема фильма. Гарри – это уже не милый симпатяга, который все время улыбается и хмурит брови, он уже начинает «копать», разбираться в своем окружении, разглядывать привычные вещи. Меняется и Гермиона, которая не выдерживает и изменяется. Ботаник. Порядочная. Но взрывная – вот эта черта характера, благодаря которой развивается ее личность.
Об актерах. Актеры здесь лишь выполняют свои функции: Гарри (Дэниэл Редклифф) должен «искать и бороться»; Гермиона (Эмма Уотсон) – быть «ботаничкой» и переживать за Гарри; Рон (Руперт Гринт) – хандрить и бояться (что еще отчетливее будет видно в 4-й части); Хагрид (Роберт Колтрейн) – ухаживать за своими любимцами. Актеры делают это дело, никогда не выходя за рамки заданных ролей. Не скажешь, что они играют отвратительно, но и не с блеском. Честно выполненная работа. Ни к чему нельзя придраться. Даже к Гэри Олдману, который только успел вспыхнуть на экране. Маленькая роль. Совсем маленькая. Поэтому и впечатления не получилось…
Лучше всех сыграл актер Дэвид Тьюлис! Образ профессора Ремуса Люпина до сих пор стоит перед глазами. Погорим о нем отдельно.
Как вам известно, а вы бы не щелкнули по ссылке, не посмотрев других фильмов, профессор защиты от Черной Магии постоянно меняется. В первых двух фильмах это были злодеи. Первый – проф. Квирелл, который носил на себе 2 головы :), второй – тщеславный и пустой «писатель-волшебник». В третьем фильме, наконец-то, мы видим профессора Люпина, в котором Гарри находит доброго, отзывчивого собеседника, которому можно довериться – мыслями, чувствами. До третьего фильма такого человека не было! Проф. Дамблдор? Нет, субординация и очень редкие контакты. Друзья? Несомненно. Но в проф. Люпине беседы принимают совсем другой характер – философский. К тому же проф. Люпин в тактичной, мягкой форме рассказывает Гарри о его семье. Он не только учит Поттера (магии, жизни), но и защищает его.
Актер вжился в роль. Помните опыт Гарри с привидением, когда он наконец-то заставил привидение вернуться в сундук? Сундук закрыл проф. Люпин. Посмотрите эту сцену. Он уже устал, он смеется уставшим голосом. Почему? Он работает. Вот как создается другой мир. К тому же мы потом только узнаем, что это связано со здоровьем профессора…
В фильме есть на что поглядеть. «О вкусах не…», но все же я выделю вот что:
1. Гарри, который не смог пойти с друзьями (подписи родственников не было) и остался один. Камера показывает его спину, отдаляется, и мы видим маятник (ударение на букве «а»), который раскачивается между колоннами.
2. Вздрагивающее дерево (имени не запомнил).
3. Сухой листок (банально). Но все же для поттерианы новинка :)
В фильме нашли достойное отражение следующие образы:
1. Птица, соединяющая в себе орла и лошадь, - Гиппогриф.
2. Дементр – питающийся болью других существ, безжалостный и неколебимый страж Азкабана.
3. Богарт – существо, облика которого никто не знает. Что он собой представляет? Да, пищи для ума предостаточно. Он ведь существует, мы знаем. На уроке по защите от Черной Магии мы прекрасно слышали как он бьется в шкафу. Толчки – уже зацепка :)
Богарт – это ваш страх, он принимает образ того, чего вы боитесь. Удивительный персонаж. Есть ли подобное в мировой мифологии?.. Я не знаю.
4. Образ Хагрида «расцвел» в третьем фильме. Это на сегодняшний день – апогей отражения образа :) В четвертой части он будет всего лишь ухаживать за… Женщиной :)
Дородный во всех смыслах, чувствительный и глуповатый, всем своим существом погруженный в природу… Казнь гиппогифа дает понять, что из категории «фэнтези для детей» фильм давно выпрыгнул… Да, «моховик времени» много испортил в финале, конечно. Это типично для Америки, об этом я уже говорил в отзыве о фильме «Клик». Тут бы помог Терри Гиллиам, ох бы он показал! Если бы ему дали возможность самому соорудить свой фильм! Но, как мы видели в «Братьях Гримм», продюсеры связали ему руки, и он не осуществил своих замыслов… Как бы то ни было, можно с полной уверенностью сказать, что фильм вырос. Как и зритель.
II
Итак, прочтя парочку рецензий, можно сказать следующее:
Николай Гладких в своей лаконичной и туманной статье о фильме замечает, что распространение поттерианы способствует созданию «целого литературного подлеска в виде подражаний, пародий…» Т.е. Поттер – уже часть культуры. Широко взял, правда? Важная мысль: «Вероятно, когда начинаешь смотреть «Узника Азкабана», срабатывает эффект заниженного ожидания». Тоже верно. Т.е. фильм выделяется только в контексте!
Рецензия Антона Карелина очень хороша. Обязательно ее почитайте. О режиссере там говорится больше, сразу видно: человек знающий. Цитата: «Данный случай специфичен тем, что «Узник Азкабана» совершенно несамостоятельное кино. Это средний фильм долгой эпопеи, а потому в его содержательной части свободы для режиссера куда как меньше, чем в изобразительной». Антон Карелин говорит о том, что герои фильма психологичны. Это очень важно. Вот именно! Героям не хватало психологизма, развития. В этой же статье мы узнаем, что Альфонсо Куарон сам отказался снимать четвертый фильм, что Роулинг фильм понравился, что много чего в фильме не сказано, хотя и должно было быть… Читайте эту статью. Ссылка внизу странички.
Если найдете что-то еще, касающееся фильма, пришлите ссылку, пожалуйста!
Ресурсы:
Общая информация и картинка - http://www.kinomania.ru/movies/h/Harry_Potter_3/index.shtml
Гарри Поттер: Узник Азкабана на DVD (Озон.ру)
Статья Н. Гладких - http://gladkeeh.boom.ru/Kino.htm
Статья А. Карелина - http://potter.chronarda.ru/txt/txt_04.php