На грани безумия / Неистовый / Frantic (1987, Роман Полански)
Первый кадр: Дорога, по которой Ричард Уолкер и его супруга Сондра едут в отель. Затем их показывает вместе на заднем сидении, средний план: немного утомленные, но счастливые. Далее мы видим кадр, в котором из такси видно, что впереди дорогу загораживает мусоровоз. «Теперь ты знаешь, где мы? В Париже», - говорит Сондра.
Ричард Уолкер – из Сан-Франциско, он американец (это будет в фильме всячески подчеркиваться), хирург. Приехал в Париж делать доклад. Он не говорит по-французски, а жена говорит. Они узнают, что Сондра по ошибке взяла не свой чемодан. Они звонят в авиакомпанию и объясняют ситуацию. Ричард моется в ванне, после ему приносят завтрак на 2 персоны, но жены в номере нет. Ее поисками он и займется весь фильм. По хронологии он посетит места: Отель – Кафе – Полицейский участок – Спортзал – Посольство США – Отель – Ночной клуб “Blue Parrot” - Квартира Дэдэ – Отель – Квартира Дэдэ – Квартира Мишель – Аэропорт – Отель – Квартира Мишель – Яхта – Отель – Квартира Мишель – Гараж «Бабур» - Кафе – Яхта – Ночной клуб “A Touch of Glass” – Яхта – Мост у статуи свободы
В поисках Дэдэ он наткнется на его труп, а после познакомится с Мишель, которая была подружкой Дэдэ и именно она привезла из Сан-Франциско тот чемодан. После смерти Дэдэ Мишель боится за собственную жизнь и требует у Ричарда обещания не покидать ее. Сначала она требует от него денег, он сам дает ей, но после она уже не берет денег. Там много моментов, через которые режиссер связывает Ричарда и Мишель. Ни одного поцелуя (кроме поцелуя в щечку Ричарду), никаких постельных сцен, но через: 1) сцену на крыше и 2) танец в “A Touch of Glass” нам все показано. Полански любит показывать пограничные состояния людей. Что дальше? Сцены в отеле, полиции, особенно в посольстве дают нам изображение бюрократии: никто ничем не может помочь. Хотя сотрудник службы безопасности Паскаль (в титрах Hotel Detective) (Patrice Melennec) выглядит на этом фоне более, чем выгодно. Нам специально показывают не героя, а обычного человека. Специальность хирурга здесь тем более ценна, потому что на персонаж идет бОльшая нагрузка. Сцена в аэропорту, где Ричард бегает с этажа на этаж – наглядный тому пример. Первое. Беспомощный маленький человек в мифологизированном Париже (песенка «Я люблю Париж…») встречает реальную опасность, которая угрожает его супруге. Бюрократическая машина с удовольствием документирует его требования найти жену, не более. И ему приходится действовать в одиночку. Второе. Встреча людей, которые в нормальной, обычной жизни никогда бы не встретились. Если бы не похищение супруги, Ричард никогда бы не столкнулся с препятствиями криминального характера, персонажами этой истории, а самое главное – с Мишель.
Зачем кино? Полагаю, что лучше всего на этот вопрос отвечает сцена, когда Ричард лезет с чемоданом по крыше. Чтобы выжить, он снимает туфли и носки. Фотографией бы с этой сценой я бы предварял любой review в любом издании: в сборнике ли картин Полански, в книге ли «100 лучших триллеров» :)
Последний кадр: То же, что и в первом. Средний план, потрясенные пережитым супруги. Опять мусоровоз, уезжающий вдаль. Камера отдаляется. Конец