Общая информация
США-Франция, 1989 год.
Режиссер: Милош Форман
Продюсеры: Майкл Хаузман, Пол Рассам
Сценаристы: Жан-Клод Каррьер, Милош Форман, Ян Новак
По роману Шодерло де Лакло "Опасные связи"
Оператор: Мирослав Ондричек
Композитор: Кристофер Палмер
В ролях: Колин Ферт, Аннетт Бенинг, Мег Тилли, Файруза Балк, Сиан Филлипс, Джеффри Джонс, Генри Томас, Фабиа Дрэйк и др.
Любовные, всегда опасные, связи - на показательных киноуроках классической интриганки с великосветским ловеласом.
Маркиза де Мертей - гениальный «кукловод» интимных отношений в высшем свете. Блестящий Вальмон - герой донжуанского списка соблазненных и покинутых. Острейший аромат далекой эпохи распространяют куртуазное обольщение, измены, дуэли, убийства.
О критике
Здравия, товарищи! Во второй раз посмотрел фильм М. Формана и понял: надо выговориться. Поискал информацию в инете: сплошь и рядом одни ссылки на скачивание, продажу. Несколько рецензий: Сергея Кудрявцева, Джона Сильвера и заметочка Аркадия Ипполитова. Вот что я нашел. Вкратце можно сказать, что:
1) Сергей Кудрявцев привел факты, сказал о парадоксальной свободе Вальмона… Для энциклопедии пойдет, но, честно говоря, в статье ничего не сказано о самом фильме, кроме общих фраз («…герои перестают быть свободными, уже не принадлежат сами себе…»);
2) Джон Сильвер не сказал ничего, только пересказал сюжет (ужасно);
3) Аркадий Ипполитов наврал и, я уверен, ничего не понял в фильме. Доказательства (цитаты):
- «Вся эта команда [де Розмонд, Сесиль де Воланж, Турвель, де Мертей – У.С.] использует Вальмона в своих феминистических целях». Мадам де Турвиль использовала Вальмона в своих феминистических целях?! Так любовь называется? А Госпожа де Розмонд?! Аркадий Ипполитов написал откровенный бред!;
- «То, что было трагедией, превратилось в веселенькую и увлекательную story, которая завершается свадьбой с присутствием короля». Опять же, непонимание фильма! Меня больше всего удивляет уверенность А.И. в своих словах :). Если я когда-нибудь скажу ложь, забросайте меня помидорами, уважаемые зрители и киноманы!;
- Фильм «заканчивается хэппи-эндом». Это не хэппи-энд. Если фильм заканчивается быстрыми кадрами под торжественную музыку и в присутствии самого короля Франции (:)), это не значит, что все заканчивается замечательно. И последняя сцена отнюдь не заставляет нас улыбаться и успокаиваться: белая роза, положенная на плиту Вальмона его любовью…
4) На сайте Алексея Дубинского «Дневник кино» можно найти информацию о фильме. Сайт про фильм конкретно ничего не говорит – только общую информацию (синопсис) и факты из истории создания фильма: кто кого должен был сыграть, где снимали, сколько денег потратили (контекст). Сайт в этом смысле (сбор фактов) очень полезен.
О самом фильме
Больше всего поражает, что никто не сказал ни слова об игре актрисы Мэг Тилли, сыгравшую мадам де Турвиль! О ней нужно будет обязательно накопать статей. А пока пишу, что имею :).
Родилась 14 февраля 1960 года на острове Тексада в провинции Британская Колумбия (Канада). Занималась танцами с 12 лет. В 17 лет была задействована в Балетной Компании Коннектикута. Дебют в «Славе» А. Паркера (1980). К сожалению, травма спины поставила крест на карьере танцовщицы, но приобретенные навыки еще не раз пригодятся в кино (“Big Chill” (1983), “Psycho II” (1983)). Коротенькое появление в ТВ-сериале “Hill Street Blues” (1981). Получила номинацию на Оскара как Best Supporting Actress (“Agnes of God” (1985)). Должна была сниматься в «Амадее» (1984) Формана (в роли Констанции), но заболела, и была заменена. Апогеем актерской карьеры является роль в фильме «Вальмон» (1989). Следующий фильм – “Leaving Normal” (1992). Больше не знаю ничего. А зачем я привожу все эти факты? Влюбился я в эту актрису, ничего не могу с собой поделать. За эту роль она должна была получить Оскара, но ведь не получила же! Тем хуже для Американской Киноакадемии. Вспомните танец мадам де Турвиль с Вальмоном, когда она, закрывая глаза, дрожа всем телом, боясь упасть в обморок, скованная жесткой формулой поведения, поднимала тоненькую ножку, паря над полом. Влюбилась в ловеласа! Приняла все очень близко к сердцу, страдая от раздирающих ее чувств. Как не хватает столь чистых, пронзительных чувств сегодня!
И вспомните о силе той страсти, которая владела ее умом. Целые дни она стояла около дома Вальмона, под дождем, и лицо ее было полно отчаяния.
- Зачем вы здесь, мадам? – вопрос Вальмона звучал цинично. Он и сам не понимал, насколько глубоки чувства мадам де Турвиль. – Вы хотите, чтобы я лгал вам?
- Да.
И сцены, когда при свечах Вальмон кружит ее на руках, целуя в лицо, в шею, настолько сильны своей откровенностью, интимностью, нежностью и тем особым моментом, когда возможности на некоторое время скрещиваются, и ничего еще не ясно, есть только этот день, настоящий и такой скоротечный… И тот момент, когда Вальмон целует ее шею, грудь, а она прижимает его крепче к себе, и болезненно улыбается (это отравленное и сильное чувство счастья), а потом дрожит от рыданий.. и в уголке ее левого глаза, ниже переносицы мы видим озерцо слез, в котором отражаются огоньки свечей...
Великим я считаю поступок мужа мадам де Турвиль, принявшим и простившим ей измену. И после всего позволить себе сопроводить супругу, чтобы она могла проститься с Вальмоном… это мог сделать только сильный человек!
Дон Жуан – Вальмон
Замечательно то, что Вальмон в совершенстве владеет искусством обольщения. И фильм это показывает. «Искусство должно быть незаметно». Приемы должны казаться естественными и неподготовленными, спонтанными. Эта игра, полная красоты, заканчивается в постели. Да, аморально, цинично; Вальмон – не любит никого, а только соблазняет и пользуется победой. Но и женщины желают его. Его ухаживания, его манеры, его статность вызывают в них уважение, признание. И зажигают желания… И последняя жертва, мадам де Турвиль, стала его любовью. Своим поведением, своими словами (ну вспомните сцену, когда она сидела на полу и гладила его лицо, говоря при этом: «Спи, спи. А я погляжу на тебя еще»!) она убедила Вальмона в своих чувствах, и он, думаю, пораженный, сам осознал необходимость в ней.
Искусство ухаживания, четкие традиции, заданная форма поведения, намеки, аллюзии, символы – это образец и идеал Эпохи Просвещения. Ритуалы живы и до сих пор, но их границы сильно размываются, принимая совершенно неутонченные черты! Помню, как Алтынай Хусаиновна Карасаева, д.м.н., рассказывала мне об ухаживании у традиционных кыргызов. Когда, например, мужчина клал бешбармак на скатерть, своими движениями, взглядом, полунамеками, он показывал избраннице, что она для него значит. И она отвечала ему своими символами. Все это было видно другим мужчинам, которые знали, что эта женщина уже занята. В свете такого рассказа фраза «Выпьем чашечку кофе у меня дома?» выглядит варварством.
Танец – это также очень важная часть культурной среды, в которую погружены персонажи. Недаром актеров консультировал хореограф. К месту вспоминается фильм «Галантные дамы», где героиня фильма рассуждает о Танце, который выявляет физическую подготовленность партнера, запахи его тела, грацию и ритмичность движений. Сейчас местом показа своих умений в Танце является Дискотека, но ведь это не то. Важно умение грациозно двигаться, важна неторопливость (мы говорим об интимных символах), важен парный танец. Медленный танец пока что единственный пример, сочетающий все вышеперечисленное. Но в своих движениях он очень ограничен: мерное покачивание бедрами, руки на шее, спине, бедрах. И никогда вы не услышите той музыки, которую мы слышали в «Вальмоне». Посмотрев 2 фильма (этот и «Амадей»), я убедился в том, что Милош Форман – великий почитатель музыки. У него прекрасный вкус: к актерам, к режиссуре, к кадру, к музыке.
Кстати, странно то, что Вальмон, вроде циничный и расчетливый человек, вдруг решается на такую авантюру с бегством Сесиль и учителя танцев. Зачем он на это пошел? Чтобы насолить маркизе де Мертей? Сам-то, дитя цивилизации, верил ли в счастье возлюбленных, потерявших свое положение, поправших семейную честь? Верил! История с Сесиль - это лишь крупный мазок на полотне Любви Вальмона и мадам де Турвиль! "Может ли человек измениться?". 2 человека обратились с этим вопросом к маркизе де Мертей: Вальмон и мадам де Турвиль...
Конец
Почему маркиза де Мертей не улыбалась на свадьбе Жеркура и Сесиль? Были ли искренни ее слезы, пролитые на холодное лицо Вальмона? Думаю, да. Не улыбалась она потому, что игра закончилась, она еще раз получила то, к чему стремилась. Железная женщина, как холодно твое сердце, требующее огня! И поцелуй с Вальмоном в какой-то части был искренним, и слезы тоже. Она просто не смогла тогда предать себя в столь критический момент (для игры). Чувство необходимости выигрыша пересилило стремление открыться. Маркиза де Мертей не доверяла никому. И актриса Аннет Бенинг сыграла свою роль просто блестяще, создав многоуровневый, неоднозначный образ маркизы.
Ссылки:
1. Статья Сергея Кудрявцева - http://mega.km.ru/cinema/encyclop.asp?Topic=CINEMA_ZF_198
2. Дневник Кино - http://www.dnevkino.ru/allfims/valmont.html
3. Статья Джона Сильвера - http://www.kino.orc.ru/js/review/valmont.shtml
4. Картинки взяты с сайта - http://chenai.livejournal.com/254197.html?thread=6977269, http://canna.ru/film.php?id=4738