Общая информация "Черная орхидея" (США, 2006)
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Джош Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Хилари Суонк, Эйрон Экхарт, Элизабет Шорт, Шерил Сэддон и др.
Конец 40-х годов. Двое полицейских должны расследовать убийство амбициозной звезды по прозвищу "Черная Орхидея". Постепенно отношения между напарниками разлаживаются. Бланчард постепенно становится одержим сенсационным убийством. А Блайкерт влюбляется в загадочную женщину по имени Мадлен Линскотт, дочь одного из главных богачей города...
Помню, как-то знакомый по имени Максим сказал: «Не люблю я фильмов, создающих чувство тревоги». Тогда я не понял. Но понял сейчас. Я бы дополнил: «Ложной тревоги». Вот о чем фильм? Сюжетец пересказывать – не наше дело, но схемой обозначить можно. В фильме доминирует 2 основных направления: 1) расследование убийства Элизабет Шорт (Бетти); 2) семья (Огонь, Лед и Кей). И каждое направление не разработано: нет должной концентрации. Уж если пошли по пути расследования убийства – надо было делать полноценный детектив, обогащенный различными намеками и деталями, но – нет. Надо было примешать любовную линию. Это вообще естественно. Сделать бы Легендарный список киноштампов, как это уже сделал А. Чехов применительно к романам. Секс, стрельба, стиль – вот на чем заварена кашица «Черной Орхидеи». Кто убил? Кому можно доверять? Тревога, тревога. Не очень сильная, но цепляющая, настаивающая на продолжении просмотра. Тревога не за мир, не за нравственные страдания, не за те проблемы, которые останутся после фильма, нет! А за те, которые не выходят за пределы кино, остающиеся в нем. Когда загадка решена, тревога исчезает. И все, что способен сделать режиссер в таких фильмах – сильнее пощекотать нервы, взвинтить напряжение, мастерски подать блюдо. А сильные ощущения всегда запоминаются. Как пишет М. Веллер, чем сильней ощущалось, тем сильней отпечаталось. Вот поэтому-то тревога – ложная.
О ссылках можно сказать только то, что они существуют для специалистов и увлекающихся контекстом: какие годы, какая одежда, какие машины, какое кино, какие имена упоминались в фильме и пр. И, думаю, найдут немало ошибок. Но, повторяю, нас это не должно беспокоить (в одной рецензии автор всерьез рассуждает об отличии георгина (dahlia) от орхидеи (!!))! Нам нужно все, работающее на смысл. В том числе и форма. О форме у Де Пальмы и говорить нечего: профи.
Конец. На пороге стоит Баки (у Джоша Хартнетта совершенно непроницаемое лицо!). А за порогом – дом, женщина и деньги. Идеальный и избитый конец американского кино. И снято, я убежден, могло быть сильнее. Через определенные детали надо было показать, насколько сильно устал Баки, что он утомлен, иссяк; что это было огромное нервное перенапряжение, черт возьми. Ан нет, увидел труп, затряс головой, успокоился и – домой. Привет мэтру. Спасибо, урок окончен.
Ссылки:
1. "Черная Орхидея" на DVD (2006) (Озон.ру)
2. Отличную страничку, посвященную фильму, можно найти на сайте "Википедии" - http://ru.wikipedia.org