Информация о фильме «Олигарх» (Россия-Франция, 2002).
Режиссер: Павел Лунгин.
В ролях: Владимир Машков, Мария Миронова, Левани Учанеишвили, Александр Балуев, Андрей Краско, Марат Башаров, Михаил Вассербаум, Сергей Юшкевич.
Действие фильма охватывает 20 лет - от восьмидесятых и до наших дней. История большого бизнеса России, история молодых ученых, добившихся больших успехов в бизнесе, но дорого заплативших за свой успех. Основные события и главные герои фильма - не вымышлены. Имена изменены.
Поиск информации
Премьера фильма состоялась 19 сентября 2002 года в московском кинотеатре «Пушкинский». Снят фильм по роману Юлия Дубова (бывшего гендиректора ЛогоВАЗа) «Большая пайка» (1999). У романа есть продолжение. Странно получается, - информация о фильме всегда сопрягается с массой фактов, которые не способствуют его пониманию. Каждый фильм, конечно, всегда есть комплексное, цельное явление. И объяснить его, показать корни, влияние на кинопроцесс и значение в нем (самое трудное!), - дело не очень легкое. Но, говоря честно, - я такой информации не нашел. Видимо, плохо искал. Я нашел массу материала о фильме «Олигарх», но какого? Давайте перечислим:
1) как олигархи оценили сам фильм;
2) как Б. Березовский отозвался о фильме;
3) как Ю. Дубов отозвался о фильме;
4) является ли Б. Березовский прототипом Платона Маковского и пр.
Не в этом, как сказал бы Ю. Никитин – «ессно», дело. Меня поражает другое – почему людей интересует больше всего контекст, а не кино? История создания фильма – больше чем сам фильм? На сайте Алексея Дубинского есть даже такой раздел после «Синопсиса» - «Контекст»: как создавался фильм, кто должен был играть эту роль, сколько было потрачено на фильм. Все разговоры о Березовском отношу сюда же. И пошли разговоры о непосильном труде режиссеров, о байках, о мистике в создании «Мастера и Маргариты», о Бондарчуке, снимавшем «Тихий Дон» в исключительных, тяжелых условиях. Помилуйте, господа, мы о кино говорим или не о кино? Кино – готовые произведения. Записки, проекты, рваные куски не принимаются! Есть готовый, я повторюсь, готовый продукт, который после показа зрителям, начинает «существовать». Просмотр кино зрителями – это всегда его повторное рождение. О контексте полезно поговорить, если касаться личностей, но не самих фильмов. Меня всегда поэтому удивляла тяга армии исследователей, узнать в каждой сцене отпечаток личности художника, ее создавшего. В каждом штришочке! Вот это он снял именно так, потому что… и поехали:
1) мама у него была такой же;
2) это связано с травмой, полученной в детстве;
3) эти представления режиссера связаны с трудами Ницше, которыми он упивался в 15 лет и пр.
Т.е. – автобиографические проблески. Здесь же прототипы. Ну казалось бы, плачешь ты вместе с Гекубой, хотя и не знаешь была ли она вообще, а может это только образ – воздух, ничего… Но ты же плачешь! Нет, так перероют архивы, проштудируют письма, узнают все-таки! А на хрена? Воздать по заслугам? Что был такой человек, был! Существовал! дышал, сопел, делал. Для истории, для родственников это важно («Тихий Дон» - казак Ермаков). Но не для кино. Вот вам печальный постулат. И поэтому, когда нам начинают показывать кухню – историю создания, то это для понимания самой картины ничего не дает. Ни-че-го. А интересно все это потому, что ощущения от фильма свои продлеваешь, хочешь побольше узнать о нем: о режиссере, об актерах, о сценаристе, об операторе, об истории съемок и все-все! И читаешь сценарий, если найдешь, и книгу покупаешь, если есть, и смотришь интервью актеров по телику. Узнать о фильме побольше. Но ведь не о фильме самом, а о процессе его создания ты узнаешь. Здесь нам очень важно отметить источники, которые действительно дадут лучше понять фильм:
1) интервью создателей (режиссера, сценариста, оператора);
2) сценарий, книга;
3) критические разборы умных и добросовестных киноведов.
Об этом писал еще М. Пруст, говоря о книге. Почему книга заканчивается на самом интересном месте и как будто не договаривает. А где истина? И попер искать в разных направлениях. Скажу вам по секрету: ищите истину в своей родной головушке.
О самом фильме :)
Здесь же хотел бы сразу отметить тружеников сайта IMDb. Спасибо им большое! И полные титры публикуют, и все выходные данные. Это очень полезно для кинокритиков (до которых мне, конечно, очень далеко!).
Говорить много не буду. Было бы полезно почитать историю формирования олигархии в России, кстати. О 80-х годах, в частности. Но мы о другом.
1. Фильм реалистичный.
2. Фильм о политтехнологиях.
3. О продажности. По-моему, там все продавались. И чувство осталось какое-то горькое, мол, ну неужели все?! Нет, не все. Андрей Краско замечательно сыграл грустного следователя Шмакова. Бедный да честный. И такой грустный, Господи! И в поезде расплачивался какими-то копейками. И никому его честность на хуй не нужна. Только нам, братва. Как писал Михаил Веллер: «Держись, понимаешь!»
4. О дружбе. Дружба Платона и Ларри (блестяще сыграл горячий Левани Учанеишвили) – дружба сильных верных друг другу людей. Очень сильная тема в фильме. Думаю, о такой дружбе и мечтаешь.
5. О сильных людях. Стремление к максимальным действиям, о которых все время пишет Михаил Веллер в книге «Все о жизни», свойственно сильным людям, людям с повышенной энергетикой. Ну не могут они просто жить в Парижском замке и трахать шлюх. Им нужно действовать, преобразовывать мир, влиять на процессы, происходящие в России. Здесь можно вспомнить и о том, что есть азарт, что есть стремление (очень сильное) к игре. А теперь возьмем с полки учебник по психологии :). Очень было полезно прочесть отрывки из интервью Павла Лунгина на сайте телеканала «Россия». Вот что говорит режиссер: «Мои олигархи - это люди с расколотым внутренним миром, в котором они, как кентавры, - наполовину в старой системе ценностей: дружба, книги, любовь; другая половина живет совершенно рациональной жизнью. Они титаны - смесь человеческого, болевого и уже совершенно какого-то нержавеющего, пуленепробиваемого металла, который создают власть и деньги. В этом их трагедия и уникальность».
6. Фильм создан профессионалами. Операторам, сценаристам, вообще, всей группе большое спасибо! Особенно дирижеру – профессионалу Павлу Лунгину.
7. Фильм с хорошими саундтреками. Леонид Десятников написал отличную музыку, т.е. то, что теперь, после просмотра, неразрывно связано с самим фильмом.
И напоследок, две заметки:
1. Красивые кадры (ну хотя бы кадр с котенком, который бегает за прицелом снайпера).
Самая слабая сцена – воспоминания Платона о детстве, когда он забрал Мусу (А. Самойленко) к себе домой.
2. Павел Лунгин: "Олигарх" - это, по идее, сага. Это попытка рассказать об истории всей страны за последние 15 лет, начиная с 85-го года и заканчивая нашим временем".
Закончу фразой товарища Максима Федотова с сайта ‘amoralizm.nm.ru’: «В конце выясняется, что он не умер, потому что не сидел во взорвавшейся машине, а тихо-мирно ебал журналистку. Итог: фильм отпадный. Закралось, правда, сомнение, что всё это - одна большая провокация в адрес Березовского, но мне на это положить с высокого дерева. Мне понравилось, а значит всё ништяк».
Ссылки:
1. "Олигарх" на DVD (на Озон.ру)
2. Информация о фильме - http://www.moscowout.ru/events/taicoon/
3. «Олигарх» на IMDb - http://us.imdb.com/title/tt0308671/
4. «Олигарх» на сайте телеканала «Россия» (советую!) - http://old.rutv.ru/prog?rubric_id=14&brand_id=31431
5. Российские олигархи высказались о фильме Павла Лунгина - http://www.rol.ru/news/art/news/02/09/12_007.htm
6. О Ю. Дубове - http://grani.ru/Culture/Literature/m.84196.html
7. О том, что Ю. Дубов думает об экранизации своей книги. О новой книге Ю. Дубова - http://www.kinozavr.com/2003/11/11/6.htm
8. Фраза - http://amoralizm.nm.ru/papers/oligarx.htm
9. Фотография с сайта - http://www.film.ru/article.asp?ID=3466