Информация о фильме
СССР, 1988, криминальная драма
Режиссер(ы): Александр Прошкин
Актер(ы): Валерий Приемыхов, Анатолий Папанов, Виктор Степанов, Нина Усатова, Зоя Буряк, Юрий Кузнецов, Владимир Кашпур, Сергей Власов, Владимир Головин, Андрей Дударенко, Александр Завьялов, Алексей Колесник, Виктор Косых, Борис Плотников, Елизавета Солодова, Д.Карпова, К.Лабутин, Татьяна Лебедькова, С.Мартанов, В.Назаров
Сценарий: Эдгар Дубровский
Оператор(ы): Борис Брожовский
Художник(и): Валерий Филиппов
Композитор(ы): В.Мартынов
Производство: Жанр (Мосфильм)
1953 год. Министр внутренних дел СССР, первый заместитель председателя Совета министров Лаврентий Берия после смерти Сталина объявил амнистию, и на свободу было выпущено огромное количество заключенных. Акция обернулась неслыханным разгулом преступности. В тайге скрывается амнистированная группа уголовников, совершающих одно за другим тяжкие преступления. В поисках еды и средств передвижения они набредают на деревушку, где в ожидании катера находятся двое амнистированных политзаключенных, бывший капитан полковой разведки по кличке Лузга и инженер Копалыч. Этим двоим и предстоит спасти беспомощных жителей от банды рецидивистов...
Лидер проката (1988, 3 место) - 41.8 млн. зрителей.
Лучший фильм года, Валерий Приемыхов - лучший актер года по опросу журнала "Советский экран".
ХОЛОДНОЕ ЛЕТО 53-ГО
I
Все в этом фильме прекрасно. Все. Оператор, режиссер и актеры. Причем актеры не только с главными ролями, но и второстепенными. Главное – фильм живет, и мы тоже. В этом еще одна прелесть кино – нам показывают то, что есть, а не то, что мы воображаем. В этом и различие с книгами. Это разочаровывало Толкиена, это приводят почему-то в качестве аргумента в пользу книг.
Никакого арт-хауса, все понятно, ясно, это реализм. Художественные детали повсюду, не знаю сколько было дублей, актеры играют как живут. Только таким путем создается атмосфера фильма, которую невозможно не чувствовать. Сам фильм – мерное повествование, что и сама жизнь, никакого ускорения.
И, естественно, это не только атмосфера, но и образы… Сколько здесь образов!..
Образ советского гражданина, слепо верящему власти и не доверяющему тому, кто выброшен и находится в зоне недоверия. Это и старик, который приклеил в доме портрет Сталина, который кричал, вспомните: «Не сметь входить на государственную пристань!», это девочка, которая, которая все-таки сказала: «А ты кто такой? Просто так не сажают!» И, конечно, кульминационная сцена в доме семьи Старобогатовых, когда сын спрашивает: «Он был виновен?»
Босоргин Сергей (В. Приемыхов), словно отшельник, сама пассивность, вдруг взрывающаяся при опасности. Как он смотрел на парня, который искал эту девочку! Это были глаза хищника. «Люди – козлы». Вот насколько он озлоблен. И не зря, кстати.
Лучше всех, простите меня за этот чертов пафос, сыграла Нина Усатова. Немая, зовущая людей с парохода, чтобы они остановились, обратили внимание. Она молит о помощи. Всем наплевать, ибо человек привык не замечать! Она кладет руки на шею, изображая саму суть тирании – сдавливание горла.
Она переживает за дочь. Дочь – вот все, что у нее есть. И она ходит, подсматривает, следит, подслушивает. Не дает ей пообщаться с «Лузгой». Говорят: «Дура». Я скажу: «Обыкновенная мать». Когда она выпустила дочь из сарая, то так переживала за нее. Когда их заперли, помните? Сколько раз она билась в дверь на грани обморока? Нам показали два. А сколько было? И посмотрите на ее лицо, когда ее оттаскивали – тупое выражение лица, в этом-то и все величие актрисы Нины Усатовой. Это переживание, доводящее мать до безумия. И что было… что было-то в конце фильма… Горе-то какое, ай-яй-яй… Я понял, что она умрет, когда увидел закат на ее коже. Ее развивающиеся волосы. Ее тонкое одеяние, почти прозрачное… Следы, оставшиеся на шее – оттеки, конечно, но здесь есть и другой смысл – это черные руки, руки подлеца, ублюдка, который не захотел просто уходить (а лодка-то была), он захотел «хорошо пожить» и в последние часы своей жизни. Он словно чернильное пятно, растекшееся по всей белой и чистой бумаге. Он замарал ее. Собой.
Тоненькие ноги. Сложенные вместе. Он ее не насиловал. Ему нужно было распространить свою «смердь» на ее невинность. И руку – как образ посягающего на чужое, мол, мое это и никогда вы не получите это.
Мать, мать… Рвущая одежду на груди… Мать, которой будет очень трудно жить дальше, почти невозможно…
Старобогатов Николай Павлович (А. Папанов) мечтает о новой жизни. Замечательная сцена. Сергей хочет убить бородатого бандита. Но тот уже знает об этом. Не знаем мы. Как только «Сережа» поднимает пистолет, тот прячется за «старика» - Николая Павловича. Бандит говорит о Берии: о том, что он враг народа («по радио объявили»). Николай Павлович не верит.
Бандит: Да вы тут согнили, дед. Лаврентий Палыч того… хикнулся.
Н.П.: Врешь.
Б.: Да… гад буду.
Н.П. (возбужденно): Так это же, так это же…
И тут бандит мгновенно переводит взгляд в сторону Сергея: «Вот!, - он как бы останавливает пыл Н.П. – Вот-вот-вот!.. – ему нужно прицелиться, он, наверное, сильнее сжимает свое ружье, готовый атаковать. В его мозгу все просчитывается. Сейчас. И здесь он снова смотрит на Н.П. и как будто ни в чем не бывало, продолжает разговор: «Радоваться надо. Скоро всем амнистий будет. И вам тоже. Скоро ты свободным будешь. Понял, а?»
Н.П.: Я знал. Я знал, я знал, что это чудовищная ошибка. Берия – враг. Конечно, враг!
Но бандит его не слушает, он уже готов. Последний рывок Сергея и… Бандит наваливается на плечо Н.П. и прицеливается, всегда с задержкой. Он меткий. Вспомните как он положил «гражданина начальника». Выстрел. Задел.
Б.: Ну что, дед? Кажись, все…
Николай Павлович встал с ружьем потому, что устал сидеть. Устал прятаться. Он просто встал и выстрелил. Не надеясь даже в то, что попадет. Глупый? Нет, господа. Это был сознательный шаг. Шел на смерть? Нет. Он просто устал. И у него проснулось чувство собственного достоинства. Даже когда он произносил свое имя, в этом была капелька гордости. За свое прошлое, за профессию, за то, что он человек, в конце концов!
Бандиты… Лучше всех в этой «шайке» сыграл ее главарь. Посмотрите на его лицо, по которому разливается чисто животное удовлетворение от выпитого чефира. Глаза – мутные.
Последняя сцена. Сергей прикуривает у седого, бородатого человека. Похожие чемоданы, похожие судьбы. Сломанные. В чем же они были виноваты? В том, что Николай Павлович был заграницей («шпион»)? В том, что Сергей Босоргин был меньше суток в плену? Да причем тут вообще «меньше суток»?
Это была последняя роль Анатолия Папанова. Вспомним слова из фильма: «Об одном жалею. Годы… так хочется пожить… по-человечески. И поработать. Да-да, поработать…»
II
Кстати, очень мало рецензий на фильм. Может, я плохо искал? Поделитесь ссылками? В форум.
Ресурсы:
Эдгар Дубровский. Холодное лето пятьдесят третьего (рассказ для кино)
"Холодное лето пятьдесят третьего" на DVD (Озон.ру)
Картинка - http://www.dvdvrn.ru/disk.php?products_id=2532
Информация о фильме - http://www.vsetv.com/film_472390.html и http://www.nashekino.ru/data.movies?id=5832