Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [51]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта


Вы вошли как Гость
Текущая дата: Воскресенье, 2017-12-17, 4:51 PM

Начало » Статьи » Мои статьи

Apocalypto
«Апокалипсис» (“Apocalypto”) (США, 2006)
Режиссёр: Мел Гибсон
Сценарий: Мел Гибсон, Фархад Сафиния
Оператор: Дин Семлер
Композитор: Джеймс Хорнер
Продюсеры: Мел Гибсон, Брюс Дейви
В ролях: Руби Янгблад, Далия Ернандес, Джонатан Брюер, Моррис Бёрдйеллоухэд и другие .

Рецензия моя будет отрывочной и представляет собой мысли, записанные прямо после просмотра. Целью данной рецензии является попытка уяснить смысл данного фильма и поделиться с вами своими мыслями по поводу увиденного. Читайте, хвалите, ругайте, только конструктивно, прошу вас. Поехали.

Красивые и сильные сцены

1. Начало фильма. Воины встречают незнакомое племя, которое ищет новые земли. Общий план. Камера поднимается, и мы видим высокие деревья с колышущейся листвой.
2. Сказка, рассказанная стариком. Сова увидела в Человеке огромную дыру…
3. У человека, не имевшего детей, раздели на глазах жену и унесли насиловать. Сыграно блестяще. Ощущение своей жены как кровной части себя внушается мгновенно.

Вещи сомнительные, в большинстве своем исторические, указаны в статье Р. Корнеева, перечислять смысла нет. Понимаю, что, конечно же, нужно было чуточку дольше советоваться с экспертами, чтобы достоверно воссоздать эпоху. Это обязательно в историческом кино. Погрешности есть в любом фильме, но их должно быть как можно меньше. Но с другой стороны, если при соблюдении всех исторических тонкостей, режиссер не сумеет вдохновить, увлечь, поразить зрителя, то тут и язык, и оружие, и даже покрашенные пирамиды не помогут. Сочетание. Упор на передачу ощущений. Если деталь отточена, будешь мастером. Продумать надо и сюжет, не так ли? Некоторые уловочки раздражают, поскольку ужасно банальны. Например, водопад, приходящий герою на помощь. Вспомним «Беглеца» с Х. Фордом и тысячу др. голливудских фильмов.

К вышесказанному нельзя не добавить то, что и племя героя, конечно же, идеализированно. Ведь все племена в то время грабили и убивали друг друга. А здесь… охотятся только да сказки слушают. А потом приходят злые дяди и убивают невинных. Противоречие кланов и их амбициозных лидеров сильнее было изображено в «Отважном сердце». Здесь – нет.

Многие рецензенты пишут о непомерной жестокости режиссера и начинают косо глядеть на самого режиссера. Я же скажу о фильме. Да, иногда бывает жестоко. Некоторые сцены сняты будто с пристрастием, согласен. Это же фильм о майя! Что здесь, показывать поляну с девочкой, плетущей венок? И над ее «непокрытой головой» снять солнышко? Извините, другой фильм, приходите завтра, может быть, найдем что-нибудь из детского. И здесь не надо уходить в дискуссию нормы в искусстве. да, чего-то показывать нельзя. Но в «Апокалипсисе» сцены не доходят до той грани, когда сцена вызывает желание повторить показанное, понимаете? Страшно стало. Вот вам и функция.

Заслуги М. Гибсона

1. М. Гибсон не ввел метода реалистичного кино, понятно, но он является одним из ведущих приверженцев этого направления. Реальность отрезвляет.
2. М. Гибсон одним из немногих стал использовать принцип родного языка. Многие из нас впервые услышали латынь, арамейский, язык семьи майя-киче. Мы опять же возвращаемся к идее Диалога и Культуры. Ведь язык – их основа. Язык также работает на создание доподлинной атмосферы картины.

В связи с языком нужно отметить образность языка племени майя. Вспомните: герой фильма (Лапа Ягуара) задумался о людях с разоренных земель, и его жена, видя, что он не обращает на нее внимания, говорит: «Вернись ко мне».

Конечно, иногда бывает заметной (еще со «Страстей…») искусственность в произношении слов. Слова будто произносятся не живыми людьми из племени майя, а актерами играющими этих людей.

В конце фильма мы видим испанские корабли. Понятно, к чему нас подвели: междоусобицы, война, разруха и пр. неприятные вещи. Вспомнили эпиграф к фильму У. Дюранта. Моя учительница С. Барелко говорит: «Майя уничтожила агрессия». Может быть. Тут уж остается только историков слушать. Кстати, полезная функция любого «большого» фильма – заинтересовать чем-либо. Может быть, пора освежить память и прочесть книжечку о цивилизациях, населявших Южную Америку? Фильм побуждает не только взяться за учебники по истории, но и по культурологии, языковедению, возможно, психологии и пр. Не всех побуждает, конечно, и даже не очень сильно, однако, если мы хотим спорить, скажем, об исторических фактах, то мы обязаны ссылаться на данные этих наук. А в фильме есть о чем спорить.

Итог? Начало многообещающее, но в середине и конце фильма мы видим боевик (на что сетовала С. Хохрякова, несправедливо обругавшая весь фильм). Мел Гибсон решил взглянуть на падение цивилизации майя через маленькую историю маленького племени. Цель достойная (даже направление в истории есть такое – микроистория). Но кроме всего этого кровавого действа, нужно было изобразить атмосферу той эпохи, ее фон, чтобы мы смогли прочувствовать то состояние цивилизации, доведшей себя до последнего кризиса, в тот самый момент, когда с океана пришли Белые Боги…

Идеи фильма

1. Противопоставление Города – Природе.
2. Неспособность различных этносов, национальных групп к диалогу, приведшая к кризису. Центральная идея фильма.
3. Идея героя, в котором скрещиваются лучшие качества его этноса.
- «Отважное сердце» - Уильям Уолас;
- «Страсти Христовы» - подвиг Христа (в определенном смысле он тоже герой);
- «Апокалипсис» - Лапа Ягуара.

Что говорят критики?

«Не надо читать миллион рецензий, чтобы знать, что “Апокалипсис” – это такая рядовая гибсоновская страшилка про то, что будет со всеми нами, если все будет, как будет». Лиза Биргер

«Что, в конце концов, всем этим хотел сказать автор, загадка». Роман Корнеев

Ссылки

1. Фильм "Апокалипсис" на DVD (1 DVD, 2 DVD) (Озон.ру)
2. http://www.polit.ru/culture/2006/12/14/apocalipto.html
3. http://www.kinokadr.ru/articles/2006/12/17/apotalypto.shtml

Категория: Мои статьи | Добавил: kino (2007-03-14) | Автор: Усувалиев Султан
Просмотров: 740 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 3
3  
Неужели надо всегда смотреть на сборы? Вот, скажем, фильм "Blade Runner" является шедевром кинематографа, а в прокате провалился. И?

2  
Вообще то к жестокости в фильмах Гибсона уже давно пора бы привыкнуть!!! =) Мэл верен своему амплуа как режиссеру произведений, в котором красной нитью по ходу всего фильма протянута жестокость. Но жестокость - это всего лишь один из приемов оказания рассчитанного влияния на зрителей, и используется он очень эффектно и эффективно, без излишней пафосности и переборов!!! Тематика: приключенческий жанр - не находка, но очень востребовано. Да еще и на фоне современных интернациональных тенденций в кино, расчет Гибсона оказался удачным. Актерский состав подобран соответсвующий, игра выглядит натуральной и реалистичной. В общем, если не вдаваться в философию по поводу идей фильма, кассовые сборы всё сказали за себя!!!

1  
Редчайший случай. Согласен со всем, что написано тобой, буквально...
Я смотрел фильм в прекрасном качестве, но, некие суки перевели его. Так что насладиться языком не удалось...
Убивать за такое надо.

Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz